Menu

бокс

0мb>Плёночный фотоаппарат фотоаппарат, в котором статичное изображение объекта фиксируется на светочувствительные материалы с аналоговым характером записи (фотоплёнки, фотопластинки, фотобумагу).

Устройство плёночного фотоаппарата

В любом аналоговом фотоаппарате есть:

  • объектив
  • затвор (его роль может исполнять крышка объектива)
  • корпус. Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки. Вместе с оправой объектива или объективной доской может служить для наводки на резкость.
  • кассета со светочувствительным материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею служит корпус). Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом до съёмки, после съёмки и до обработки.

Все остальные элементы фотоаппарата не оказывают непосредственного влияния на техническое качество снимка и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Они определяют удобство и оперативность работы с фотоаппаратом, помогают фотографу в определении параметров съёмки (экспонометр, автоматика фокусировки и экспозамера) и упрощают получение снимков в сложных условиях (фотовспышка).

Классификация по виду светочувствительного материала

В каждой кассете такого аппарата находится один лист или пластинка светочувствительного материала, а съёмка каждого кадра требует ручной смены кассеты. Термин фотопластинка обычно применяют к материалам на стеклянной основе, а форматная плёнка к материалам на гибкой основе.

От форматных камер отличаются не только типом устанавливаемой плёнки, но и процессом её перемотки в промежутке между экспонированием кадров. В результате менять кассеты с плёнкой приходится гораздо реже, и оперативность съёмки повышается. Неустранимым недостатком такого устройства фотоаппарата по сравнению с форматными камерами является риск оцарапать плёнку, как со стороны светочувствительного слоя, так и со стороны подложки. Единственная пылинка, попавшая при перезарядке камеры, способна испортить все снимки одной плёнки. Одноразовые аппараты, в которые плёнка вставляется на заводе, а вынимается в лаборатории, этим недостатком не обладают.

С 1948 г. фирма Polaroid производит аппараты, которые сразу после съёмки выдают готовый снимок. Для этого фирма выпускает специальные аппараты и специальные кассеты к ним. Кассета содержит фотографический материал или комбинацию из фотографических материалов и реактивов, дающих в результате позитивный снимок на бумажной подложке. Одноступенный процесс также применяла фирма Koda. В СССР выпускались фотокомплекты, действующие по этому принципу и получившие название Момент, фотоаппарат назывался Фотон. Среди зарубежных технологий наиболее широко известны процессы Polaroid SX-70, Koda PR-10.

Неустранимые недостатки одноступенного процесса:

  • единственность экземпляра снимка (в отличие от традиционного сочетания негативного и позитивного процесса) и фиксированный, заданный фотоаппаратом, формат отпечатка.
  • низкая сохранность отпечатка, так как его эмульсионный слой после завершения полусухого процесса проявления сохраняет в себе неизрасходованные вещества. В традиционных процессах проявления и печати неизрасходованные вещества и продукты реакций удаляются фиксированием и промывкой.2

Классификация по размерам и пропорциям кадра, по числу одновременно сделанных кадров

Форматные камеры выпускаются самых разнообразных размеров кадра, и здесь мы не будем подробно их описывать.

Традиционно фотография, использующая такую плёнку, называется малоформатной или узкоплёночной фотографией, а также тип 135. Выпускается рулонами разной длины, на катушках и в кассетах. Обычно 12, 24 и 36 кадров.

Первоначально данная плёнка производилась и применялась в кинематографе. Именно её массовое производство и отлаженная технология проявки позволили разработать и создать наиболее массовые плёночные фотоаппараты.

Помимо кадра 24x36 мм, выпускались полуформатные фотоаппараты с кадром 18x24 мм (Агат-18, ФЭД-Микрон, Чайка); применялись также форматы 24x24 мм (Robot), 24‡32 мм (Весна) и др.

Кассеты для таких фотоаппаратов имеют цилиндрическую форму, и существует три основных их разновидности:

  • Самые массовые (в том числе одноразовые) пластмассовые и металлические кассеты, в которых плёнка намотана на катушку и покидает кассету через щель с краями, оклеенными чёрным бархатом. Современные кассеты для удобства использования в аппаратах с автоматикой экспозамера и для упрощения обработки снабжены контактным кодом на корпусе кассеты.
  • Двухцилиндровые металлические кассеты, раскрывающиеся в фотоаппарате при закрытии специального замка нижней крышки (применялись в дальномерных аппаратах Leica). Имеют наименьший риск повреждения поверхности плёнки, так как плёнка при протяжке не касается краев кассеты; при закрытой кассете, вне аппарата, плёнка плотно зажата между цилиндрами, хорошо защищена от засветки через устье, ее невозможно случайно вытянуть из кассеты; нет бархатной обклейки, которая изнашивается, отрывается и накапливает пыль. Максимально пригодны для зарядки сверхчувствительных (выше 1600 ед. ГОСТ) плёнок. Плёнка в кассете намотана на катушку. По окончании сматывается обратно в кассету. Из советских камер с такими кассетами работают Зоркие и ФЭДы со шторным затвором, Киев-4, ранние Зениты.

Другой вариант двухцилиндровых кассет выпускался на Красногорском заводе в 1960-е гг. для камер Кристалл (Зенит-3М). В них оклеенное бархатом и подпружиненное устье кассеты раскрывается примерно на 1-2 мм при закрывании задней крышки камеры.

  • Рапид. Пластмассовые и металлические кассеты без катушки, в которых плёнка находится в рулоне и может только перематываться в однотипную приемную кассету, обратная перемотка невозможна. Разработаны фирмой Agfa как часть системы быстрой зарядки пленки. Могут применяться только в специально приспособленных фотоаппаратах (Смена-рапид, Зоркий-12).

Называется также 6-сантиметровая пленка, рольфильм. Пленка выпускается в двух видах по классификации фирмы Koda тип 120 и тип 220. Выпускается на катушке, заряжается на свету. Пленка типа 120 снабжена бумажным светозащитным ракордом по всей длине. На обратной стороне ракорда нанесена нумерация кадров для трех наиболее употребительных форматов кадра 6‡4,5, 6‡6 и 6‡9 см. В простых фотоаппаратах в корпусе имеется окно со светофильтром против нужного ряда номеров, что позволяет контролировать расход пленки. На пленке помещается 12 кадров формата 6‡6 см Пленка типа 220 имеет ракорд, приклеенный только к концам пленки. За счет этого при том же диаметре рулона пленка имеет вдвое большую длину, но применять ее в аппаратах с визуальным контролем перемотки нельзя.

Advanced Photo System или APS или плёнка типа 240 формат фотографической плёнки шириной 24 мм. Компания Koda использует для APS термин Advantix.

В СССР под этот вид плёнки выпускались Киев-Вега, Киев-30 (кадр 10x14 и 13х17 мм) и однообъективный зеркальный фотоаппарат Нарцисс (кадр 14x21 мм). Кассеты для этой плёнки, как правило, свои собственные под конкретный аппарат, и единого стандарта в СССР не было создано. Распространившийся за рубежом тип 110, из-за патентных ограничений в СССР не применялся, хотя кассета фотоаппарата Киев-Вега была на него похожа.

Аппараты, в которых благодаря их специальному устройству получается снимок с отношением сторон кадра более чем 3:1 и значительным (более 100`) углом изображения по длинной стороне кадра. Экспонируемая фотоплёнка располагается не на плоскости, а по поверхности цилиндра, объектив в процессе экспозиции поворачивается вокруг оси этого цилиндра, а затвором служит щель, перемещаемая вдоль плёнки синхронно с вращением объектива. В СССР выпускались фотаппараты ФТ-1 и ФТ-2. На данный момент на КМЗ выпускается семейство фотоаппаратов Горизонт (фотоаппарат). Все эти модели рассчитаны на 35 мм плёнку.

Производит одновременную съёмку двух кадров, оптические оси объективов при этом обычно располагаются на расстоянии ок. 65 мм (стереобаза) друг от друга. Итогом фотографического процесса является стереопара два изображения, рассматривая которые, зритель ощущает глубину изображённого пространства благодаря стереоэффекту. В СССР выпускался, в частности, среднеформатный стереокомплект Спутник, стереообъективы и стереонасадки на объектив малоформатных аппаратов, позволявшие получить стереопару на одном кадре 24‡36 мм.

По устройству видоискателя, оптической схеме и основному способу наводки на резкость

Видоискатель на фотоаппарате может отсутствовать, а оптическая схема определяться назначением и применением специализированного съёмочного оборудования. Поэтому далее мы будем рассматривать только фотоаппараты общего назначения.

Бокс-камера:

  • первоначально название простых фотоаппаратов ящичной конструкции. Как правило, такой фотоаппарат содержал в себе отсек для запаса кассет с пластинками;
  • в дальнейшем этот термин стал применяться к шкальным фотоаппаратам простой конструкции, например, Школьник и Этюд;
  • применяется к камерам, спроектированным специально для подводных съёмок и для съёмки в агрессивных средах. Также встречается в форме фотоаппараты с боксированным корпусом;

Исторически самый ранний тип фотоаппарата. Не имеет видоискателя. Кадрирование, наведение на резкость производятся фотографом по матовому стеклу, поставленному вместо кассеты со светочувствительным материалом, обычно пластинкой или форматной плёнкой. Для таких аппаратов характерно обязательное использование штатива и наличие чёрного тряпичного фартука, защищающего от излишнего света.

Имеют простейший оптический видоискатель, наводку на резкость по шкале расстояний. Как правило, в них установлены недорогие объективы типа Триплет или Индустар (Тессар), однако существуют модели и со сложными высококачественными объективами и даже с возможностью установки сменной оптики (Чайка-2, Заря). Нередко аппаратов этого типа имеет простейшее устройство затвора (или совмещённые затвор и диафрагму, как Агат-18). Обычно и все прочие параметры съёмки на шкальном фотоаппарате устанавливаются вручную. Типичным семейством шкальных фотоаппаратов является Смена. Есть примеры, когда фактически один и тот же аппарат выпускался параллельно в дальномерном и шкальном варианте (Зоркий-10 и Зоркий-11, ФЭД-2 и Заря). Массовый выпуск чрезвычайно простых и дешёвых шкальных фотоаппаратов позволил значительному числу людей освоить фотографию и получить представление о всех деталях фотографического процесса.

Упрощённый для использования вариант шкального фотоаппарата. Процедура наводки на резкость не предусмотрена. Объектив установлен на гиперфокальное расстояние. По мере развития технологий и удешевления электроники на такие аппараты стали ставить механику автоматической перемотки плёнки, лампу-вспышку и простейшую автоматику (светло прикрыть затвор-диафрагму, темно включить вспышку). Некоторые из таких аппаратов в маркетинговых целях называются автофокусными. Именно массовый выпуск этого типа фотоаппаратов в сочетании с созданной инфраструктурой проявки плёнки и печати снимков сделал фотографию на память своими руками обычным явлением для каждого человека, без изучения этим человеком основ фотографии. Однако удешевление производства заставило многих производителей применять штампованные из пластика линзы, что снизило качество снимка. Именно это сделало применяемое к таким аппаратам наименование мыльница пренебрежительным и связало его с замыленностью изображения.

Имеют механически связанные механизм фокусировки объектива и дальномер.

Дальномерные фотоаппараты имеют преимущество перед остальными типами фотоаппаратов в точности фокусировки нормальных и широкоугольных объективов, а также независимость точности фокусировки от светосилы объектива. Наиболее известная фирма-производитель дальномерных фотоаппаратов Leica.

По сравнению с остальными фотоаппаратами:

  • Отсутствует параллакс видоискателя
  • Наибольшее соответствие изображения в видоискателе камеры проецируемому на плёнку, при максимальной возможной при этом оперативности съёмки.
  • Преимущество в точности фокусировки портретных и телеобъективов, а также объективов с высокой светосилой (большим относительным отверстием) и, соответственно, малой ГРИП.
  • Наибольшая простота макро и микросъёмки, а также других специальных видов съёмки.
  • Наибольшая сложность механической части камеры и сложность юстировки всех элементов между собой.

Видоискатель такого аппарата имеет отдельный объектив, обычно светосильнее основного, неподвижное зеркало и фокусировочный экран. Объективы съёмочный и видоискателя связаны механически, тем самым резкое изображение на матовом стекле обеспечивает резкость снимка.

Сайт управляется системой uCoz